Во всем виноваты мопеды?Заметки о Тайване 

Во всем виноваты мопеды?

У любого, кто хоть раз был в Тайбэе, столице Тайваня, всегда остается масса разнообразных впечатлений. Строгий силуэт небоскреба Тайбэй 101, живописные виды национального парка Янгминшан, сверхновый, как будто появившийся из будущего Синтренд, контраст прошлого и настоящего в креативных парках, яркий вкус мангового мороженного Донгмена и многое другое. Особенно для русского человека, в новинку и невообразимое количество мопедов на улицах и очень загазованный воздух. Собственно, о воздухе дальше и пойдет речь.

Во всем виноваты мопеды?

Большинство жителей Тайбэя винит в загрязнении воздуха исключительно мопеды. Но, в то же время, в всех городах Тайваня мопеды являются основным видом личного транспорта, но не чувствуется подобная загазованность. Даже при наличии в семье автомобиля, чаще всего есть как минимум один мопед. Это связано с ограниченным количеством парковочных мест в крупных городах и с тем, что проблемы с нахождением подходящего места для парковки прямо пропорционально связаны с размером транспортного средства. Так почему же именно в Тайбэе настолько сильно ощущается загрязнение воздуха?

Во всем виноваты мопеды?

По площади и населению Тайбэй примерно в 4-5 раз меньше Москвы (без новых территорий). В большинстве районов города, по количеству, мопеды преобладают над автомобильным транспортом. В целом, ситуация в Тайване является интересным для исследования прецедентом в виду того, что в крупнейших городах основных развитых стран Азии (к которым относится и Тайвань), таких  как Токио (Япония), Сеул (Южная Корея) и Шанхай (Китай) наблюдается преобладание автомобилей, в качестве личного транспорта, в то время как преобладание мопедов, по статистике, более типично для развивающихся стран Азии. Но и среди развивающихся стран есть схожий случай: столица Филиппин, Манила, где преобладает автомобильный транспорт. Однако, вернемся обратно в Тайбэй.

Во всем виноваты мопеды?

Рассмотрим ландшафты города. Тайбэй располагается в долине четырех крупных рек, окружённой пятью горными пиками. Образно говоря, город находится в чаше. Внутри чаши образуется инверсия, в результате чего в ясную погоду с вершины Тайбэй 101 видна пелена, покрывающая город. Все выбросы полютантов задерживаются и накапливаются внутри долины, в результате чего суммарная концентрация загрязнения в воздухе увеличивается.

Во всем виноваты мопеды?

Всё не так уж и плохо.

На самом деле, природа достаточно хорошо организованная система и при наличии условий, способствующих накоплению загрязнения, существуют и механизмы самоочищения. Самый действенный среди них – тайфун. Полагаю, что любой кто хоть раз переживал тайфун, помнит о силе ветра в течение этого природного явления. А теперь представим, что тайфун — это своего рода пылесос или мощный вентилятор, который выдувает весь застоявшийся воздух.  Говоря о ветрах, многие также могут вспомнить о сильных ветрах в течение Тайбэйской зимы, которые тоже играют немаловажную роль в процессе самоочищения городского воздуха.

Во всем виноваты мопеды?

Кто-то же все же виноват?

Почти на две трети автопарк Тайбэя состоит из мопедов, являющихся основным источником загрязнения. Однако, при расположении города на равнине, при отсутствии таких барьеров для перемещения воздушных масс, как горные пики (пусть и не очень высокие), вероятность подобного накопления загрязняющих веществ в воздухе, которое мы наблюдаем в настоящее время в Тайбэе, была бы гораздо ниже. Правительство Тайваня и в частности администрация Тайбэя пытаются предпринимать меры по снижению численности мопедов, поощряя использование хорошо развитой системы общественного транспорта и городских велосипедов U-bike (Ю-байк.) Но эффективность этих мер очень сложно оценить.  Одной из последних новинок стали электрические мопеды Gogoro (Гогоро), возможно в будущем Тайвань пойдет по стопам Китая и перейдет на этот более экологически чистый вид транспорта, но в данный момент об этом еще рано судить.

Статьи по теме